Вечерняя Москва Культура

Олег Штефанко: «Я люблю играть вкусные роли!»

Опубликовано 10 Апреля 2012г.    ссылка на источник

Годы странствий не сделали его чужим в российском кино. Олег Штефанко сегодня востребован на родине не меньше, чем до эмиграции в Америку. Его васильковые глаза, волевой взгляд и мощная фактура сделали его героем боевиков, триллеров и фильмов в стиле «экшн».


Партнерами Штефанко по съемочной площадке были Роберт де Ниро, Анджелина Джоли и Мэтт Деймон. Работа в Голливуде стала для Олега трамплином для нового витка популярности в России. Главная роль в сериале «Лесник» в очередной раз доказала, что актер в прекрасной форме.

 

-20 лет назад вы эмигрировали в Америку. За это время она сумела стать для вас родной?
- Наверное, нет. Но там живу я, учатся мои дети. Мне там комфортно и мне всегда приятно туда прилетать.
 

- Образ русского человека в сознании американцев меняется с изменением политики России в мире?
- Безусловно. Сегодня границы стали шире и в Америку стали приезжать много людей по бизнесу и на учебу. Раньше американский кинематограф лепил образ русского человека с советских эмигрантов, проживающих на Брайтон бич. Но сегодня эмигрант из России изменился, стал интеллигентнее, что ли. Сегодня американцы не называют нас дремучими и невежественными. Многие россияне приезжают в Америку, желая иметь свой бизнес, кто-то из них работает в Силиконовой долине, а кто-то даже и в НАСА.
 

- Вам долго приходилось самоутверждаться и доказывать, что вы тоже имеете право быть?
- А там никому ничего не нужно доказывать, разве что только себе. Опыт, полученный в СССР, конечно же, помогает тебе, но, в целом, ты должен начинать жизнь с нуля. Потому что приходится жить и работать в новых условиях, абсолютно противоположных и незнакомых тебе. Если ты хочешь чего-то добиться, добивайся. Ну а если нет, то, извините, винить надо только себя.
 

- А были ситуации, унизительные для вас, когда приходилось «ломать» себя и делать что-то, вопреки своей воли?
- Естественно. Мой английский был, мягко говоря, не очень хорош. Поэтому, когда клиенты ресторана, в котором я работал официантом, высказывали мне недовольство сервировкой стола или качеством еды, я часто их не понимал. В подобных ситуациях, чтобы не потерять работу, мне оставалось лишь одно – глупо улыбаться и кивать головой, якобы соглашаясь с ними.
 

- Неужели схема построения карьеры в Америке одинаковая для всех: официант, таксист, бармен, охранник? Иных путей добиться высот для русских не существует?
- В 70-90-е е вряд ли. Ведь мы приезжали из СССР без знаний языка, поддержки родственников и без денег. Мы были готовы взяться за любую работу, лишь бы хоть как-то выжить на первых порах. Это сегодня в Америку люди из России приезжают с конкретными целями и пожеланиями и добиваются их в сравнительно короткие сроки. Многие получают гранты, ученые степени, стажируются в научных центрах и медицинских учреждениях. Все цивилизованно.
 

- А что вы делали в модельном бизнесе? Это уж точно не ваша территория?
- Когда в Нью-Йорке я отнес свои документы в одно актерское агентство, то выяснилось, что частью работы их клиентов является и модельный бизнес. Я пару раз позировал в одежде для мужских журналов. На этом моя модельная карьера закончилась. По подиуму не ходил, нет.
 

- Вы снимались у самого Роберта Де Ниро вместе с Мэтт Деймоном, Аликом Болдуином и Анджелиной Джоли. Эйфории не было от такого звездного соседства на съемочной площадке?
- Во время первой встречи с Де Ниро было волнение, нот когда ты выходишь с ним на площадку, работаешь каждый день, обедаешь, шутишь, споришь и что-то доказываешь, то понимаешь, что он такой же человек, как и все, умный собеседник и интересная личность.
 

- Ваши знаменитые кинопартнеры знали, что вы в России были тоже кинозвездой?
- Прежде чем взять меня на работу, они знакомятся с моим резюме, где все прописано: кто я и что я. Естественно, все картины с моим участием им ни о чем ничего не говорят. Но когда они видят, что человек 15 лет работал в театре и имеет классическое образование, то на съемочной площадке к нему относятся как к профессионалу, а не как к новичку. Ведь многие американские актеры не имеют вообще актерского образования и становятся звездами благодаря своей фактуре и родственным связям. И когда они видят, что ты, как говорится, в «теме» и еще что-то дельное предлагаешь режиссеру, то все вопросы снимаются сами собой. 

 

- Слышал, что Де Ниро на праздники преподносит вам подарки. Неужели не может забыть ваши рекомендации на съемочной площадке?
- (смеется). Наверное.
 

- Вы сыграли в кино 48 главных ролей. С таким послужным списком на Западе вы бы давно почивали на лаврах и подсчитывали доходы, лежа на диване. А на родине эти роли обогатили вас?
- Знаете, если бы я все эти роли сыграл в Америке, я бы все равно не лежал на диване, и дело тут не в деньгах – я просто люблю свою профессию. Сейчас я все больше работаю в России. Последний раз в Америке я снимался три года назад, но тем не менее примерно раз в три месяца по законам американской гильдии актеров, мне постоянно присылают гонорарные чеки с процентом за мои американские фильмы. Если бы эта система работала у нас, то актерская жизнь была гораздо приятнее и комфортнее.
 

- А с американским кинематографом вы распрощались навсегда?
- Да нет, конечно. Невозможно работать одновременно и в России, и в США. Вот к примеру, сейчас в НЙ запускается «Крепкий орешек-5» с Брюсом Уиллисом. Мне позвонили и сказали, что хотят видеть меня в этой картине. А я, как в том анекдоте об актере, которому звонит Спилберг с предложением работы в Голливуде, а наш актер вежливо отказывается, говоря, что у него новогодние елки. В принципе, то же самое случилось и у меня. Только вместо елок у меня «Лесник»
 

- И что, даже гонорар не прельстил?

- Дело не в гонораре, а в обязательствах, которые я взял на себя. Я подписал контракт. Телеканалы, продюсеры вложили в меня деньги. Вокруг меня и со мной работает много людей, которые кормят свои семьи, которые, если хотите, зависят от меня. Поэтому, каким бы «сладким» и заманчивым не было предложение, сначала я должен выполнить уже подписанный контракт. Такие понятия/, как профессиональная этика т финансовая ответственность еше никто не отменял. Нельзя жить одним днем. Ведь любые неправильные решения сегодня могут бумерангом вернутся завтра.

 

- Что для вас деньги?

- Как и для многих – свобода и возможности. Я заметил одну тенденцию, особенно у начинающих актеров Они хотят все и сразу. Снимаются, мелькая одновременно в 20 фильмах, чтобы успеть купить квартиру, машину, дачу, съездить на модный курорт с девушкой для съемок в глянцевом журнале. Мне проще попросить у продюсера больше денег и полностью посвятить себя съемкам в одной картине, не мечась между городами и съемочными площадками. Да и продюсеру спокойнее, потому что он знает: его актер здесь, в работе. Популярность вещь хорошая, но мне кажется правильным, если зритель тебя на экране видит дозировано и успевает по тебе соскучиться.

 

- Скажите, какое отношение к русским актерам в Голливуде?

- В Москве я часто слышу, что тот или иной актер все время снимается в Голливуде. Искренне за них рад, но вот проблема – я не вижу этих актеров в картинах, в которых они якобы снимаются. Если наш актер мелькнул в американском фильме – я считаю это несерьезно. По моему мнению, если мне не изменяет память, в Голливуде снимались Балуев, Машков и Тактаров.

 

- В американской жизни у вас случались истории с криминальным оттенком?

- Да, бывали. Ведь когда ты работаешь в такси, ты – лакомый кусок для бандитов и наркоманов, ведь у таксистов в кармане живые наличные деньги. Поэтому приходилось попадать, с кажем так, в неприятные ситуации.

 

- Профессию актера принято называть не мужской. Приходится безмолвно предлагать и продавать себя, принимать все условия режиссера беспрекословно, наступив на горло собственной гордости. Вы согласны?

- И да, и нет. Не мужская она в том смысле, что не ты решаешь, играть тебе эту роль или нет. Телеканал, режиссер и продюсер решают это за тебя и часто даже не важно, насколько ты талантлив. Важно, насколько ты медиен. Что касается безропотного исполнения воли режиссера, не соглашусь. Взять, к примеру нашего «Лесника». Я все время включаюсь в процесс съемок. Считаю это правильным. Я предлагаю варианты развития сюжета, свои решения той или иной сцены. И очень рад, когда получается что-то толковое из того, что я предложил. Так должно быть, ведь мы – одна команда и мы хотим лишь одного, чтобы на экране наша работа вызывала у зрителя интерес

 

- На съемочной площадке к вам особое отношение, ведь вы работали в Голливуде?

- У тех, кто меня не знает, поначалу отношение ко мне предвзятое. Но проходит день-два и люди понимают, что я нормальный и адекватный человек и пальцы веером не развожу. Я всегда уважительно отношусь ко всем, начиная от режиссера и заканчивая рабочими на площадке. Ведь все мы – делаем одно дело – снимаем кино.

 

- Олег, скажите, за годы пребывания в Америке, в вас что-то изменилось?

- О да, конечно. Я стал лучше понимать себя и свою профессию, узнал цену деньгам и стал ценить время.

 

- Но ведь сегодня и в России приходится познавать цену деньгам и труду?

- Не совсем так. У многих по-прежнему отношение к работе несерьезное. Я вижу людей, которые могут прилично опоздать, а то и вовсе не пойти на работу, или пить пиво и часами висеть на телефоне в рабочее время. Должно быть правильное отношение к своей работе, к делу, которое тебя кормит. Это первое, чему Америка научила меня. А второе, что я понял, живя там - надо принимать людей такими, какие они есть и не пытаться их изменить. Раньше я был Чапаевым. И если что-то было не по-моему, я «доставал» шашку и начинал всех «рубить». Сегодня я стараюсь быть к людям более терпеливым. Я понимаю, что нам очень не хватает внимания и доброты. Люди стали озлобленными, завистливыми. Нашему человеку, видя новую машину у соседа, легче взять гвоздь и написать на капоте этой машины матерное слово, нежели что-то изменить в себе. Так проше. Хотя, бывая на съемках в разных регионах России, я вижу добрых, отзывчивых людей, готовых отдать последнее. Сколько раз бывало, что люди в деревнях приносили нам на съемочную площадку банки варенья и солений. И это было от души.

 

- Впервые вы приехали на родину спустя 11 лет после эмиграции. Что-то вас удивило в обновленной России?

- Что-то приятно удивило, а что-то шокировало. Россия ведь не Голландия и за один день ее не изменишь.

 

- А в родном Донецке вы, наверное, национальный герой?

- Ну вы это громко сказали. У меня там живет мама и она мне говорит, что иногда в печати видит статьи обо мне и ей это приятно.

 

- Маму не хотите вывезти к себе, в США?

- Моего желания тут мало. Мама категорически отказывается ехать. Ей уже за 70 и у нее проблемы со здоровьем. Вырывать ее из родной среды, в которой она живет все эти годы, поступок коварный. У нее там дела, соседки, работа, война с ЖЭКом…. И все это дает ей возможность забыть о своих болячках и продлевает ей жизнь. А если она окажется в хороших условиях, думаю, она сядет у окна и будет прислушиваться к своему организму. Мне проще высылать ей деньги, которые позволяют ей достойно жить.

 

- Ваш Леонид Зубов в сериале «Лесник» - спасение для местного населения. Но, вместо того, чтобы беречь лес и кормить белочек, вы ведете боевые действия против уголовников и дезертиров.

- Не вместо, а кроме того, что берегу лес. Во многих историях, я как раз стою на защите леса от незаконных вырубок и браконьеров. Хотя в чем то вы правы. По сюжету получается, работая лесником, я получаю зарплату не за охрану леса, а за борьбу с преступниками и несправедливостью.

 

- Из всей плеяды сыгранных вами ролей, есть дорогие и близкие сердцу?

- Наверное, все. Ведь они вольно или невольно – это я. Я вкладывал в них частичку себя. Я люблю играть «вкусные» роли, наполненные содержанием и смыслом. К ним относятся «Господа офицеры», «Двойная фамилия» и сериал «Игра на выбивание». Ну и конечно же работа с Де Ниро. В Америке совершенно иной подход, система и методика съемок. Все настолько правильно, убедительно и четко, что работается на одном дыхании. Нет никаких препятствий, типа: «Извините, у нас нет нужного крана, бюджет не позволяет, артист пьяным приехал и т д». Все вокруг организовано так, чтобы актер занимался своим делом. Потому что все понимают - то, что актеры делают в кадре, приносит продюсерам деньги. Помню, у нас были съемки в столице Доминиканской республики, весь центр которой сегодня превращен в музей под открытым небом. Съемки начинались завтра, а уже сегодня было окружено пять кварталов: вагончики для грима, костюмов, охрана, столовая. А где-то там, в центре, в маленькой комнате на втором этаже мы в костюмах репетируем сцену, которая будем снимать завтра. И все эти люди (охрана и т д), в принципе, сегодня не нужны, но все они здесь на площадке – это их работа и за это они получают большие деньги. Это отношение к профессии вызывает восхищение. А у нас, к сожалению, все далеко не так. Актеры крайне редко репетируют. В лучшем случае, за 5 минут до съемки пройдутся по тексту в присутствии режиссера! Я их не обвиняю. Я понимаю - чудес не бывает. Сколько денег ты вложишь в производство, столько и получишь.

 

- Вы один из немногих актеров, в чьем списке значится одна единственная жена. Вы однолюб?

- Мне просто повезло с женой. А ей, к сожалению, в меньшей степени. Я понимаю, когда муж 6-8 месяцев мотается по миру, женщине это не просто. Я считаю себя в неоплатном долгу перед женой.

 

- Жена не выказывает вам недовольство?

- Семья – это большая работа. И мужа, и жены. Чтобы в семье все было хорошо, нужно иметь мудрость и терпение.

 

- Ваши дети знают русский язык?

- Конечно, Я считаю, что нельзя забывать свои корни. Дочь моя учится в университете, а сын уже старшеклассник. Сын несколько лет назад приезжал в Россию на мои съемки. Возить детей часто сюда не получается, у них теннис, учеба и вырвать их надолго не представляется возможным.

 

- А вырвать навсегда?

- А зачем?

 

- Чтобы были рядом с вами

- Вряд ли получится. Я ведь не изменюсь и буду так же месяцами пропадать где – то на съемках. Будет тоже самое, что и сейчас.

 

- А свое будущее они связывают с Америкой?

- Это им решать. Мы как родители можем дать своим детям только здоровье и образование. А хорошее образование стоит хороших денег. Больших денег. Поэтому папа должен работать и работать.

 

- Ваше знакомство с женой очень необычное. Сегодня такое вряд ли возможно, чтобы мужчина подошел на улице к женщине и предложил стать его спутницей жизни, отдав ей при этом ключи от квартиры. Откуда у вас тогда была такая уверенность в том, что она окажется той самой единственной и неповторимой?

- Тогда мы росли в другой стране и были другими. А вообще, при выборе спутницы жизни, нужно прислушиваться к биению сердца. Оно, как правило, редко ошибается.

 

- А вы часто проявляете оригинальность в общении с женщинами?

- В общении с женщинами я не люблю оригинальности. Внимание, цветы и поздравления – да, а на оригинальность у меня нет ни времени, ни сил. Я не люблю прыгать вокруг женщин и серенад им не пою.

 

- Мне понравилось ваше определение семейного счастья, когда мужчина идет домой не потому что ему негде поесть и поспать, а потому что там хорошо и его рады видеть.

- Ведь так и есть. Я человек домашний. Может оттого, что я все время путешествую, живу в гостиницах или в съемных квартирах, хочется придти домой, обнять жену, детей, надеть халат и тапочки и погрузиться в домашний уют с родными запахами и знакомой обстановкой. Так или иначе, каждый человек закрывается от внешнего мира либо дверью квартиры, либо своей спиной. А дома родные люди, которые тебя любят и принимают тебя таким, какой ты есть.

 

- Вы называете себя нерешительным человеком. А можно быть нерешительным и так круто поменять курс своей жизни? Я имею в виду переезд в Америку.

- Мне кажется, я знаю, как правильно, как надо. Но я все равно несколько раз проверю, прежде чем сказать, что надо сделать и как именно. Если помните, нас в Советском Союзе учили быть скромнее и не высовываться. А если вы гениальны, вас и так заметят. Сегодня же время иных ценностей и нужно быть агрессивнее, чтобы не упустить свой шанс.

 

- Можете сказать, что в свои 52 вы добились того, к чему стремились?

- Мне грех жаловаться. Я в жизни видел много плохого и хорошего. Думаю, одно всегда тянет за собой другое, и кто знает, не будь чего-то плохого в моей жизни, не случилось бы и хорошее. Каждый этап в жизни я воспринимаю как начало чего-то нового. Я иду по жизни, не делая подлостей и не перешагивая через головы. Нужно быть человеком. Воспринимать жизнь такой, какой она есть, быть благодарным судьбе. Тогда жизнь станет лучше и легче.

рабочий момент съемок сериала "Лесник"

С семьей в аэропорту перед вылетом на родину

Рамазан РАМАЗАНОВ