СЕГОДНЯ.ua КУЛЬТУРА

Олег Штефанко: «Даже Мэтт Дэймон в кризис боится безработицы»

Опубликовано 14 августа 2009г.    ссылка на сайт

Американский актер с украинскими корнями рассказал нам, как голливудские актеры умудряются получать миллионы, почему так не выходит у российских кинозвезд ни в России, ни в том же Голливуде и как ему работалось с Робертом Де Ниро.

 

— Олег, вы как актер, который уже почти 15 лет живет в Лос-Анджелесе и снимается там, расскажите, переживает ли американский кинематограф кризис?
— В творческом плане нет, даже при том, что там постоянно возвращаются к старому, снимая продолжения «Бэтмена», «Пиратов…», «Гарри Поттера» и других картин. Но продюсеры берутся за сиквелы, потому что уверены: смогут на этом заработать. Хотя со спецэффектами и у американцев, и у россиян сейчас явно перекос. Но посмотрите на ленты, которые были номинированы на «Оскар». Вкусные работы! Сюжетов типа «полюбила парубка, а ему отрезало ногу», которые в ходу у нас, там нет! А вот в финансовом смысле кризис в Голливуде заметен. Для актеров второго плана стало меньше работы, а кино стали снимать, где дешевле — за границей. Продюсеры решают свою проблему так: двух-трех главных героев, которых играют, в основном, топовые актеры, везут из Штатов, а остальных находят среди местных. Но, поверьте, даже Мэтт Дэймон боится остаться без работы.
 

— А голливудские звезды, типа Анжелины Джоли и Брэда Питта, поубавили аппетиты?
— Именитым актерам гонорары снижать почти не пришлось. Есть гильдия — профсоюз актеров, которая четко отслеживает их интересы. Это в России с актерами не то, что торг уместен, нам даже продюсеры, которых сейчас как грязи — линейные, исполнительные — открыто заявляют: «Можем предложить только столько…» с таким видом, будто последнее вынимают. Да, мы опускаем планку, но есть же пределы! Сейчас российские продюсеры за счет слова «кризис» пытаются заработать себе подкожный жир, скупая виллы в Хорватии. И обидно, что если согласиться на их цену, то завтра они на этом будут спекулировать перед коллегами, мол, Штефанко у нас за три копейки снялся, а ты чего?

 

Кстати, только у нас продюсер зарабатывает на «входе»: вот он получил деньги на картину, свою часть забрал и говорит: «На оставшееся снимаем». Его не волнует реклама, раскрутка ленты и т.д. Во всем мире совсем другой принцип: сначала вкладывают деньги, иногда продюсеры и свои добавляют, и только потом распределяют доходы. Кстати, многие актеры сейчас снимаются не за гонорары, а за проценты от проката. Так намного выгоднее. Первопроходец был Джек Николсон, который так за «Джокер» («Бэтмен») получил 60 миллионов долларов.
 

— А чем еще принципиально отличается наш кинематограф от американского?
— Организованностью. В Америке снимать энное количество дублей — это дурной вкус. Де Ниро, с которым я работал в картине «Ложное искушение», вообще камеру не останавливает. Когда прозвучала команда «стоп!», он так удивился. Оказывается, пленка закончилась. Зато подготовка к съемкам там может длиться и год, а у нас — пару месяцев. Зато на площадке у них все работает как часики. За 4—5, максимум восемь недель все снято. Нет такого, что актер говорит, мол, у меня завтра антреприза, поэтому давайте перенесем на другой день. А съемки там начинаются в шесть утра. В 4.30 приходит машина, ты завтракаешь, гримируешься и в работу, которая, бывает, длится 16—18 часов. Просто дорого арендовать объекты, плюс оплата полиции, страховки, телохранителей, трейлеров, которых там десятки. Каждое утро актер получает лист, на котором все прописано: на каком перекрестке снимаешься, где находятся ближайший банк, аптеки, рестораны... А у нас импровизация.

 

Нет у них такого, что погода «не съемочная». Если ливень — перетягивают тентами улицы, делают «солнце» и снимают! Нет такого, что актеры задыхаются, потому что на площадке сломался единственный кондиционер. Там все четко указано в контракте, вплоть до шрифта твоего имени в титрах, размера твоего трейлера, какой чай пьешь и какие продукты подавать в соответствии с твоей диетой. Более того, возле актера, да и тех же гримеров, постоянно находятся представители профсоюзов, которые следят, чтобы за переработку доплачивали.
 

— Что надо сделать нашему актеру, чтобы пробиться в Голливуд и стать членом их гильдии?
— Чтобы попасть в гильдию, надо сниматься там в кино, а чтобы сниматься, нужно попасть в этот профсоюз. Замкнутый круг. Ставятся сумасшедшие преграды, ведь гильдия – это баснословные привилегии: медицина, пенсия, страховка... Из русских актеров в ней, пожалуй, состоит только Александр Кузнецов — «Джек Восьмеркин, американец» — и все. Участие наших в американских картинах даже не одиночные выстрелы, а так… Пока не будет большой организованной лос-анджелесской русской общины, вряд ли нашим что-то светит. Как если бы не было испаноговорящей общины, не всплыли бы Антонио Бандерас, Сальма Хайек, Пенелопа Крус. Или австралийской, благодаря которой миру известны Рассел Кроу, Николь Кидман.

 

Некоторые актеры пытались бастовать, чтобы русские актеры играли и роли русских. Но пока в Америке спокойно обходятся своими силами. Притом что они представляют русских так: мы постоянно материмся, стреляем из Калашникова, а водку и красную икру поглощаем ведрами. Поначалу мне предлагали играть именно такого русского. Только в последнее время, когда наши стали скупать яхты и футбольные клубы, быть на виду, мнения изменились. Но и сейчас там много необразованных актеров, которые у меня спрашивают: «Ты откуда?» Из Москвы. В ответ реплика: «А ты на машине приехал?»
 

— Как работалось с Де Ниро?
— Мне с ним было легко, он давал мне полную свободу, уточнял даже, в каком углу мне удобнее стоять. Или как-то поинтересовался: «Почему ты шляпу держишь в этой руке, а не как по сценарию?» Отвечаю: «Так удобней». Он, прежде чем согласиться, сам проверил и говорит: «О, правда». Иногда я наглел и просил вернуть некоторые вырезанные кадры. Он же бывал в Москве, Афганистане, поэтому интересовался нашей политикой, традициями. Мы иногда созваниваемся, но знаете, там актеры вне съемок друг с другом не общаются. Зато уважают простоту. Многие из них начинают свою карьеру уборщиками, разносчиками пиццы, водителями (мне, кстати, тоже так довелось поначалу там зарабатывать), и не видят в этом ничего зазорного.
 

УТРОМ — АКТЕР, ВЕЧЕРОМ — ОФИЦИАНТ.
Олег Штефанко родился 07.09.1959 в Донецке (Украина). Актер театра и кино. В 1976-м Олег поступил в Высшее театральное училище им. Щепкина в Москве. Работал в труппе Малого театра. Отслужив в армии, в начале 90-х эмигрировал в США, поселился в Нью-Йорке. Работал водителем, официантом, в свободное время бесплатно снимался в студенческих фильмах. Потом были роли в «малобюджетках» и открытие собственного автопарка. Накопив денег, Олег перебрался с семьей в Лос-Анджелес, где его пригласил Роберт де Ниро в картину «Ложное искушение» с Анжелиной Джоли, Мэттом Дэймоном и Алеком Болдуином. Затем были роли в «Ничего лишнего» с Джулией Робертс, «Код Апокалипсиса» с Заворотнюк и др. Сейчас снимается у украинского режиссера Оксаны Байрак в фильме «Все возможно» — проект «Интер Медиа Продакшн» и «Studio Bayrak».
 

ссылка на сайт

В Украине. Актер прилетел на родину из Лос-Анджелеса, чтобы сняться у Оксаны Байрак. Фото А. Яремчука

 

Арина ШЕВЧЕНКО